Зограб Мнацаканян прокомментировал итоги переговоров в Москве
«Это был довольно трудный процесс. Для нас, конечно, приоритетом было достижение ситуации, в которой мы сможем положить конец этой агрессии», – заявил после почти 11-часовых переговоров в Москве в комментарии «Lurer» глава МИД Армении Зограб Мнацаканян.
Напомним, министры иностранных дел России, Армении и Азербайджана по итогам почти 11-часовых переговоров в Москве приняли заявление, которое зачитал глава российского МИД Сергей Лавров. В частности, объявляется о прекращении огня с 12 часов 00 минут 10 октября 2020 г. в гуманитарных целях для обмена военнопленными и другими удерживаемыми лицами и телами погибших при посредничестве и в соответствии с критериями Международного Комитета Красного Креста.
Глава МИД РА отметил, что в данном случае агрессия была особенной, поскольку действия Азербайджана сопровождались достаточно открытой и сильной поддержкой со стороны Турции и с участием международных террористических группировок: «Фактически наши соотечественники в Нагорном Карабахе воевали в довольно специфических условиях, когда, помимо Азербайджана, была подобная сильнейшая атака с привлечением подобных сил».
По словам главы МИД РА, ситуация в регионе продолжает оставаться довольно хрупкой.
«Нам необходимо добиться прекращения огня, поскольку это стало очень серьезным вызовом для региона, прежде всего для Нагорного Карабаха, невозможно было бы говорить о прогрессе, не положив конец этой ситуации.
То, что нам удалось добиться в ходе довольно длительных переговоров заключается в том, чтобы нам необходимо прекратить огонь, войну, варварство, закрепить это прекращение огня, и лишь потом говорить о мирном процессе. И подтвердить, что сопредседательство Минской группы остается тем единственным форматом, который является международно признанной платформой для переговоров и мирного процесса. И ни одна другая сила, в частности, Турция, в этом смысле не может сыграть никакой роли. Сейчас приоритетная задача заключается в доведении этого кризиса до конца», – отметил он.
З. Мнацаканян отметил, что здесь значение имела также роль Сопредседательства, с первых дней довольно большую и важную роль играли заявления стран-сопредседателей, глав государств этих стран и на уровне глав МИД, а также шаги и действия отдельных президентов.
«В этом смысле и роль Франции, и заявления со стороны США, были существенными в плане демонстрации глубины обеспокоенности и серьезности ситуации, вовлеченность. Отдельно подчеркну роль РФ, и президент РФ лично в этом смысле внес свой вклад как и другие, но сегодня мы собрались, чтобы попытаться достичь реального практического результата по итогам диалога, который велся между президентом РФ и премьер-министром Армении, и президентом Азербайджана по-отдельности. Наша задача, конечно же, заключалась в их реализации.
Надеюсь, что сумеем 10 октября после 12:00 приостановить этот действительно серьезный вызов, ситуацию, которая угрожает нашим соотечественникам. Всё это вновь доказало, что наша обеспокоенность по поводу физической безопасности полностью оправдана. В этом смысле в мирном переговорном процессе для нас приоритетом было и остается верховенство безопасности наших соотечественников, особое значение имеют признание права на выражение их права на самоопределение, закрепление этого права, что именно они должны решать свою судьбу в качестве единицы, признанной всеми сторонами в качестве независимого государства», – отметил глава МИД Армении.
Что касается прекращения огня в гуманитарных целях, З. Мнацаканян отметил, что посредством Международного комитета Красного Креста (МККК) необходимо будет осуществить некоторые действия, чтобы решить вопросы гуманитарного характера.
«Другая важнейшая задача, которая исходит из этой нашей договоренности, это зафиксировать режим прекращения огня, закрепить механизмы, которые обеспечивают режим прекращения огня, закрепляют исключение возобновления этих действий.
Согласованное заявление – это вытекающие друг из друга шаги, которые предполагают стабилизацию ситуации, восстановление стабильности в регионе, восстановление и закрепление системы безопасности наших соотечественников в Арцахе, и продолжение мирного процесса, который, естественно, был для нас первичной целью», – подчеркнул глава МИД Армении.